Электронные вагонные весы для главных путей
Современные требования, предъявляемые к весовым системам, работающим на главных путях "Укрзализници", определяют тип и устройство
сертифицированных весоизмерительных систем, представляющих новое поколение железнодорожных весов. Тензометрические динамические железнодорожные весы представляют собой систему взвешивания определения веса осей, тележек, вагонов и локомотива. Основное отличие вагонных весов для главных путей, определенное условиями "Укрзализницы" - отсутствие стыков и зазоров между подходными и весовыми рельсами.
В настоящее время на рынке представлено несколько типов подобных устройств, разработанных фирмами
"Пульсар-92",TRAKBLAZE и Schenck, имеющих похожий принцип действия, но различную конструкцию.
Весы ООО "Пульсар-92" единственные из украинских, которые одобрены для установки на главных путях для приемки, отправки и проезда грузов. Весоизмерительная система производит автоматическую перевеску и определение полного вагонного парка на скорости до 40км/ч. Конструктивно весы состоят из металлоконструкции массой 3400 кг, представляющей собой основание с узлами встроек для датчиков, изготовленные под каждую рельсу длиной 4.83м. В состав весов входит грузоприёмная платформа и рама. Для определения наездов и съездов колесных пар локомотива и вагонов установлены 4 тензодатчика в отверстие, просверленное в рельсе на границе весов. Рама и весовая платформа установлена на стандартные шпалы, лежащие на грунте. Бесфундаментная конструкция весоизмерительного комплекса обеспечивает быстрый монтаж весов в течение суток. Сжатые сроки, как правило, определяются отсутствием возможности закрыть ту или иную ветку на главной дороге. Тензометрическая часть состоит из 20 S-образных датчиков номинальной нагрузкой 10 тонн, установленных в узел с внутренней и внешней стороны посредством болтов. Суммарная волновая нагрузка в процессе взвешивания обрабатывается 6-тиканальным аналого-цифровым преобразователем, 4 канала которого работают с путевыми тензодатчиками и 2 канала с весоизмерительными датчиками включенными параллельно по 10 штук с каждой стороны. В качестве датчиков использованы тензодатчики "Flintec" с коэффициентом передачи 2мВ/В. Основным назначением весов является определение перегрузов в вагонах для "Укрзализници", а также проверка правильности погрузки вагонов - отсутствие продольных и поперечных смещений грузов. Погрешность весоизмерительного комплекса составляет +-1 % на скорости до 20км/ч и +-2 % на скорости 40км/ч на вагон.
Недостатком весоизмерительного комплекса является низкое быстродействие АЦП, от которого зависит суммарный массив данных, подлежащих обработке для окончательного получения результатов перевески. Нерешенным вопросом при эксплуатации остается просадка гравия под шпалами, которая неизбежно приведет к увеличению нагрузок на определенную группу датчиков и снижению точности, как следствие.
Впрочем, заявленная стоимость, которая колеблется в районе 500 000 грн гораздо ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Аналогичные весы германской компании Schenck состоят из шести весоизмерительных бетонных шпал, распределенных по всему участку взвешивания. Тензодатчики установлены между рельсами и шпалами, которые уложены на гравий, прочность которого повышена путем заливки в него эпоксидной смолы. Заявленная погрешность весоизмерительного комплекса составляет +-0.5 %, а стоимость колеблется в районе 120 000 долларов.
Фирма TRAKBLAZE, которая до этого активно завоевывала рынок в Китае, Индии, Вьетнаме и на родных просторах Австралии начала сотрудничество c РЖД, предлагая на территории России и Украины через официальные представительства, расположенные в Москве и Харькове, весоизмерительные комплекты LTS4. Поосные вагонные весы первого класса точности предназначены для взвешивания в движении на скорости 10км/ч с погрешностью 0,5% при приемке и 1% в эксплуатации. В отличие от предыдущих конструкций в зависимости от пожелания заказчика весы могут либо устанавливаться на щебень, который фиксируется сеткой, либо базироваться на заливном фундаменте. Весовой комплекс включает 4 металлических анодированных шпалы, две из которых установлены непосредственно на весах и еще две на подходных путях. Отличительной особенностью весоизмерительного комплекта LTS4 является наличие механической фиксации между всеми шпалами, не позволяющей просаживаться одной из точек под нагрузкой. Подобно весам для определения движущегося состава применяются индуктивные датчики движения. Весоизмерительный комплекс состоит из тензометрических датчиков номинальной нагрузкой 15т, которые монтируются на железные шпалы, а также 20-тонных датчиков воспринимающих нагрузку в рельсе для повышения точности. Аппаратная часть реализована контроллером со встроенным АЦП, индикатором массы, печатающим механизмом, клавиатурой и портом RS-232 для подключения компьютера. При необходимости сигнал с контроллера обрабатывается и вносится в базу ПЭВМ, при помощи специально разработанного программного обеспечения. Стоимость весов LTS4 от компании TRAKBLAZE на рынке составляет ориентировочно 65 000 долларов.
Для специалистов не секрет, что погрешность электронных весов в движении зависит от многих факторов, в число которых входят скорость передвижения, качество сцепок, неравномерность погрузки вагонов, выработка в ребордах колесных пар, уклон и скругление подходных путей, рывки и торможения во время провески. Учитывая факт наличия бесшовного рельса и отсутствие фундамента в большинстве конструкций, подобные весовые комплексы будут иметь повышенный процент погрешности, который удовлетворяет требованиям "Укрзализници" на предмет перегруза, но оставляет желать лучшего для определения массы ценных грузов.
|